Концепция эстетического феномена
"Творческого Объединения Artemis"
Время поисков
Все явления природы ограничены и ущербны. Сами по себе они могут быть красивы, но "не могут быть прекрасны" (Гегель).
Они не в состоянии удовлетворить взыскательного познавательного начала, устремляющегося в поисках совершенства от одного соответствия явления к другому.
Поисках, приводящих в лучшем случае к совокупности последовательно охватываемых соответствий, и не более того…
Момент истины
Но со временем мы начинаем понимать, что не можем естественным образом охватить их одновременно в целом.
Мы можем это сделать только искусственно, но именно таким образом и рождается искусство.
Морфология искусства
Для искусственного охвата любого явления природы мы должны одновременно представить себе те его соответствия, которые нам известны, и "динамизировать их своей фантазией" (Гёте).
Процесс динамизации в исходной фазе не требует от нас наличия представлений обо всех соответствиях явления. Достаточно и нескольких. Остальные проявляются сами в процессе динамизации, заполняя промежуточные позиции между ними. Динамизация представлений позволяет нам увидеть умом созидающую явление идею.
Затем необходимо просто удержать её в "голове" (Абеляр) в целостной динамически устойчивой форме.
Природа отдыхает
Эта идейная форма явления и служит нам натурой.
Её реалистическое изображение представляет собой феномен высшего порядка или эстетический феномен, которого нет и никогда не было бы в природе без нас.
Природа не способна создавать идейных форм, поскольку она сама является их созданием. Она обладает только репродуктивной воспроизводительной способностью.
Репродуцируя тысячи лет свои явления, к примеру человека или розу, она не смогла создать их идейных форм. Если бы ей это удалось, то среди природных явлений возникли бы неувядающая роза, или хотя бы бессмертный человек.
Но то, что невозможно осуществить в мире природы, становится возможным в мире "высшей природы" (Гёте) - бессмертных эстетических феноменов.
Таким образом, нам удаётся осуществить в эстетическом феномене сокровенное "намерение природы" (Гёте), которое она неутомимо стремится, но не может осуществить сама.
И она с удовлетворением отдыхает на нём...
А для нас, как впрочем, и для каждого человека, воспринимающего этот целостный образ, он является силой преобразования и исцеления "мозгов и составов" (Св. Ап. Павел). В нём оправдание и нашего бытия, и природы перед Богом и вечностью.